Единый Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122 Информация специалиста МАОУ Центр ПМСС о рекомендациях по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию Защита детей от разрушительного влияния экранного насилия и жестокости стала на сегодняшний день важной социальной и государственной проблемой. С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Принятие данного Федерального закона направлено «на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности, сформировать у ребёнка искажённую картину мира и неправильные жизненные установки». Но на сегодняшний день по количеству свободного времени детей и подростков одно из первых мест занимает общение посредством массовой коммуникации. Телевидение, Интернет, сотовая телефонная связь, пресса стали неизменными спутниками практически каждого ребенка и взрослого. Поэтому становится очевидным, что современному человеку необходимы не только традиционные знания, в том числе и знание законодательной базы в данном направлении , но и знания, связанные с медиа. Наиболее действенным путем решения проблемы по соблюдению ограничений ФЗ №436 может стать развитие умения школьников самостоятельно, критически оценивать различные медиатексты (телепередачи, фильмы, Интернет-сайты и т.д.), пробуждение их способности к восприятию и аргументированной оценке получаемой информации. Решение этих и других вопросов, касающихся закономерностей функционирования медиа в обществе и занимается Медиаобразование. Целью медиаобразование является развитие медиаграмотности (медиакомпетентности) взрослых и детей. Это понятие включает в себя: - умение владеть компьютером, диктофоном, фотоаппаратом, видеокамерой и т.д., - осуществлять поиск необходимой информации в огромном медиапотоке; - самостоятельно осмыслить, проанализировать сообщения, передаваемые при помощи медиа, отличить истинные высказывания от ложных; - создавать собственные фильмы, программы, сайты, журналы и т.п. И кроме всего прочего, медиакомпетентности предполагает развитие вкусов, интересов и потребностей взрослой и детской в области кино, телевидения, видео, фотографии. Первые две задачи наши дети, как мы видим на практике, успешно решают без особого труда, так как овладевают медиа с ранних лет, и нужную информацию получают достаточно быстро. А вот с проблемой самостоятельно мыслить и анализировать, отличать истинную информацию от ложной, моментами вступающей в противоречие с законом, справляются далеко не все. Мировой опыт медиапедагогики свидетельствует о том, что медиаобразование открывает большие возможности для развития ребенка, его интеллектуального и творческого потенциала, способностей, самостоятельного мышления. Медиакомпетентным (медиаобразованным) можно назвать человека, который способен к личностному самообразованию в области медиа; реализации в информационном пространстве. Медиакомпетентность предполагает самостоятельное осмысление медиаинформации, ее критическое оценивание, способность использовать позитивные возможности медиакультуры в саморазвитии и самореализации, при этом соблюдая Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Следует учесть, что пик интереса к миру медиа приходится на подростковый возраст. Большую роль в использовании позитивного потенциала произведений медиакультуры играют родители, которые могут, используя широкий арсенал разнообразных методов и приемов, помочь своему ребенку лучше ориентироваться в потоке медиаинформации, развивая самостоятельное, критическое осмысление, творческий потенциал, расширяя кругозор и познавательные способности, иными словами – воспитывая культуру общения ребенка с миром медиа. Формы и методы семейного воспитания, связанные с освоением мира медиакультуры, предполагают использование многообразных творческих и игровых методов. При помощи игровой деятельности на материале произведений медиакультуры развивается самостоятельность детей, их умение самостоятельно справляться со стоящими перед ним жизненными проблемами. Не менее значима для детей и подростков творческая деятельность с использованием потенциала медиа. Творчество, в том числе – и на материале произведений медиакультуры, являясь необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни ребенка, становится важным средством самовыражения и самореализации, что особенно важно в подростковом возрасте. Знакомство и освоение с закономерностями медиа в образовательной среде проводится в форме спецкурсов, медиакружков, факультативов, медиастудий, а многие учителя используют возможности медиапедагогики в ведении различных учебных предметов школьного курса. Что касается семейной медиапедагогики, то этот вопрос достаточно редко поднимается и обсуждается, чаще всего, ограничивается указанием на негативные стороны медиа и необходимость ограничить контакты детей с телевидением, компьютером и Интернет. Кроме того, для нормального развития ребенку необходимо не только виртуальное, но и «живое» общение с окружающим миром. Неотъемлемой частью профилактической и развивающей деятельности педагогов-психологов, кураторов остается ведение практических занятий с элементами тренинга по формированию коммуникативной компетентности обучающихся, а в частности конфликтологической. Разработан ряд программ против насилия над детьми для педагогов, детей и родителей. Актуальным остается вопрос о соответствии содержания информационно-методического обеспечения профилактической и развивающей деятельности специалистов в соответствии с ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Таким образом, можно сделать вывод, что: Развитие социально-активной личности предполагает формирование медиакультуры всех субъектов образовательного пространства. Использование разнообразных методов и приемов по формированию медиакультуры в работе с детьми и родителями (обсуждение фильмов, телепередач путем организации семейных конкурсов, творческой и игровой деятельности на материале экранной медиакультуры, создание семейных медиапроектов и т.д.) в соответствии с требованиями ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» способствует созданию партнерских взаимоотношений между родителями и детьми. Внесение изменений в содержание просветительской деятельности образовательных учреждений в рамках родительского лектория, включая вопросы по формированию медиакомпетентности и соблюдению законодательной базы в данном направлении, способствует формированию культуры воспитания родителей. Обеспечение соответствия содержания методического материала в форме медиапродуктов, используемых в просветительской и коррекционно-развивающей деятельности узкими специалистами ОУ (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами и т.д.) требованиям ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» свидетельствует об эффективном сопровождении в соответствии с возрастными особенностями. И в заключении хочется отметить, что освоение современной медиакультуры может стать важным воспитательным средством, которое будет способствовать не только развитию медиакомпетентности ребенка, но и созданию партнерских взаимоотношений между родителями и детьми, воспитанию миролюбия, толерантности, милосердия. *** При подготовке информации были использованы материалы следующих авторов: И.В. Челышевой, кандидата педагогических наук; А.В.Федорова, доктора педагогических наук; А.А.Левицкой, кандидата педагогических наук. Родителям необходимо предпринимать все возможные меры для того, чтобы ребенок избежал неприятных для него и его безопасности историй и жизненных ситуаций. Для этого необходимо усвоить несколько несложных правил. Правило № 1. Ваш ребенок должен знать, что в Интернете нельзя публиковать свою личную информацию, включая адрес, телефоны, имена и место работы родственников и т.д., ведь неизвестно, как этой информацией кто-либо пожелает воспользоваться… Правило № 2. Если человек, с которым происходит общение в социальных компьютерных сетях, не знаком лично с Вами и с Вашими детьми, то контакты с ними должны быть особенно осторожными. На деле этот человек может оказаться совершенно не тем, за кого себя выдавал… Правило № 3. Не нужно отвечать на письма и сообщения тех людей, чьи имена Вам или Вашим детям не знакомы. Лучшим выходом в подобных случаях является удаление письма или блокировка неизвестного Вам пользователя в социальной сети или в системе электронной почты. Правило № 4. О любой опасной ситуации, которая возникает в процессе общения в Интернет, как то угрозы, шантаж или настойчивые предложения встретиться и т.п., Ваш ребенок должен сообщить Вам. Для того, чтобы он так поступил, он должен быть уверен в том, что Вы всегда придете ему на помощь и поддержите его. Правило № 5. Каждый родитель должен быть в курсе не только того, с кем общается и дружит ребенок во дворе и в классе, но и на сайтах. Самыми «опасными» местами для подростка в социальных сетях могут стать так называемые «лички» - личные сообщения, которые видят только те пользователи, которые друг с другом общаются в данный момент. Поэтому следует объяснить своему ребенку, что лучше всего обмениваться мнениями на форуме, где, как правило, присутствует достаточно много собеседников. Правило № 6. Если Ваш ребенок является завсегдатаем социальных сетей и блогов, постарайтесь ввести в практику совместное обсуждение наиболее интересных для него тем. Ваше мнение может оказаться для него интересным и полезным. Для того, чтобы быть в курсе контактов ребенка, станьте его не только реальным другом в жизни, но и виртуальным другом в сети, Так у Вас будет больше возможностей пообщаться с ним, а также узнать о происходящих событиях в виртуальном пространстве. Правило № 7. Участие в он-лайн играх очень захватывает многих подростков. Однако многие такие игры включают азартные элементы и разного рода торги. Если Вы замечаете, что ребенок просит Вас дать ему денег «на игру», постарайтесь разобраться в ее содержании. Лучшим способом для этого является заинтересованность: проявите интерес к игрушке, которой увлечен Ваш ребенок, постарайтесь быть в курсе дела ее основных событий. А дальше – решайте сами, насколько полезной может стать такая игра для ребенка и его развития. Правило № 8. Мир медиа таит в себе не только опасности, но и огромные возможности для образования и развития. Поэтому активнее раскрывайте вместе с ребенком не только игровые (развлекательные), но и познавательные ресурсы Интернета. Ведь наряду с общением и развлечением, Интернет может предложить взрослым и детям массу полезной и нужной информации. Правило № 9. Учите ребенка критически относиться к медиаинформации, в том числе - и информации в Интернет. Обратите его внимание на то, что и здесь есть много недостоверных фактов, которые необходимо проверять и подвергать критическому анализу. Правило № 10. Любые взаимоотношения должны строиться на доверительной и партнерской основе. И семейные отношения здесь не являются исключением. Для того, чтобы помочь ребенку ориентироваться в виртуальном пространстве и уберечь его от возможных опасностей, Вы сами должны научиться жить в этом мире. Постарайтесь узнать больше об Интернете, которым так интересуется Ваш ребенок. Это сможет стать вашим общим увлечением и поможет сохранить и упрочить доверительные отношения в семье. Единый Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122 |