• image
Уникальная коллекция медалей «Славен град Тобольск», выпускаемых фондом «Возрождение Тобольска» и посвящённая историческим событиям, выдающимся учёным, писателям, общественным деятелям, чья жизнь связана с Тобольском, недавно приобрела новый экспонат – медаль «150-летие Периодической таблицы Д.И. Менделеева».

Предлагаем вашему вниманию описание медали, подготовленное кандидатом химических наук, автором более пятидесяти научных работ, членом бийского литературного объединения «Парус» Л.М. Козловой.

«Медаль, посвящённая 150-летию Периодической таблицы Д.И. Менделеева, авторства Александра Васильевича Бакланова, представляет собой сочетание оригинальных художественных композиций, расположенных на её лицевой и оборотной сторонах.

На аверсе медали изображён открыватель Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеев на фоне периодической таблицы 19 века, где химические элементы изображены буквенными символами в сопровождении цифровых показателей, соответствующих их атомному весу. Названия элементов отчеканены с использованием дореформенного алфавита и твёрдого знака в конце слов, то есть в стиле, соответствующем тому времени, например: Фосфоръ. Кроме того, чтобы подчеркнуть отличия таблицы 19 века от современной, художник использовал для надписей, так называемый, утопленный, погруженный в фон алфавит, поэтому буквенные символы и цифры на аверсе медали выглядят тёмными. Великий учёный изображён за работой – в помещении химической лаборатории за конторкой для письма. В правой руке он держит перьевую ручку. На верхней части конторки стоит чернильница. В запаснике конторки видны рукописи. Дмитрий Иванович изображён с поразительным портретным сходством в минуту обдумывания очередной идеи, связанной с его исследованиями. В лаборатории на левом плане находится химический реактор, имеющий верхний и нижний отводы для продуктов реакции, на первом плане расположена большая стеклянная склянка с притёртой пробкой для хранения жидких химических продуктов, а также и лабораторная фарфоровая ступка для измельчения твёрдых химикатов. Изображение лицевой стороны медали реалистически отражает рабочий момент, характерный для исследовательской лаборатории того времени. Надпись на верхней части аверса сообщает нам имя великого учёного «Дмитрий Иванович Менделеев».

На оборотной стороне медали на фоне современной Периодической таблицы химических элементов изображён Тобольский кремль с его уникальным комплексом исторических памятников. В ансамбле Тобольского кремля видны Софийско-Успенский собор с ризницей, колокольня, архиерейский дом, башня и стены, комплекс зданий бывшего дворца наместника.

Современная Периодическая таблица химических элементов изображена с использованием нового стиля письма, утвердившегося в 20-м веке. Для написания буквенных и цифровых символов автор медали применил выпуклый, так называемый, возвышенный вариант алфавита, так что надписи выглядят светлыми, обладающими некоторым светоотражающим эффектом. Атомные веса, по современной терминологии – атомные массы, даны с высокой точностью – до третьего-четвёртого знака после запятой (в отличие от Периодической таблицы 19 века).

На верхней круговой дуге надпись – легенда медали: «150-летие Периодической таблицы Д.И. Менделеева». В нижней части окружности расположено название медальерной коллекции «Славен град Тобольск».

Обе композиции медали составляют единую картину, отражающую историю великого открытия – Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева, давшего путеводную нить для исследований, практически, во всех естественно-научных областях знания.

Значение Периодического закона химических элементов трудно переоценить. Медицина, физика, биология, химия, генетика, комплекс космических исследований планет и звёзд, исследования, проводимые на стыке наук (биохимия, биофизика и др.) – всё это в основе своей базируется на использовании Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева. Открытие Периодического закона химических элементов – это огромный шаг на пути революционных научных открытий, последовавших за этим в двадцатом и двадцать первом веках и полностью изменивших жизнь планетарной цивилизации.

Современный Тобольск чтит память о своём великом земляке – Дмитрии Ивановиче Менделееве, Почётном гражданине города Тобольска, учёном с мировым именем. Вклад Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» в памятные проекты, связанные с именем Д.И. Менделеева, значителен и направлен, прежде всего, на сохранение великого исторического наследия знаменитых сибиряков – во славу древнего прекрасного города Тобольска, Сибири и России. Одним из таких проектов и является уникальная медаль «150-летие Периодической таблицы Д.И.Менделеева», созданная замечательным мастером-медальером А.В. Баклановым»