![]() По возвращении в Тобольск, Знаменский преподавал иконописание в духовном училище при семинарии, до своего выхода в 1863 году из духовного звания. В 1859 году Знаменский получил звание учителя рисования от Академии Художеств и смог преподавать в таком светском заведении, как Мариинская женская школа (1859 – 1868). В 1864 – 1867 годах служил переводчиком татарского языка при Тобольском губернском правлении. В 1864 году в качестве художника-топографа снимал планы и делал зарисовки на Кокандской границе. Дважды Знаменский совершал поездки на север губернии: в Обдорск и Березов (1863 – 1864), в Надым (1866). Результатом северных путешествий художника явилось множество этнографических и видовых рисунков. На основе этого материала М.С. Знаменский создал иллюстрации к путевым запискам Ю.И. Кушелевского «Северный полюс и земля Ямал» (1868). Около десяти его рисунков воспроизведено в книге итальянского исследователя С. Соммье «Лето в Сибири…» (1885). Впоследствии разрозненные работы были собраны Знаменским в несколько историко-этнографических альбомов. М.С. Знаменский является автором рисунков и мемуарно-биографической прозы, посвященных декабристам: «Тобольск в 40-х годах», «Исчезнувшие люди», очерки «Иван Дмитриевич Якушкин», «Наталья Дмитриевна Фонвизина», «Мое детство среди декабристов». В отечественное изобразительное искусство Знаменский вошел, прежде всего, как художник-карикатурист. В 1860-70-х годах он был постоянным корреспондентом сатирических журналов «Искра» и «Маляр». Его карикатуры ярко характеризовали жизнь провинциальной России того времени. В 1877–1881 годах М. Знаменский провел первые археологические раскопки в окрестностях Тобольска. В результате была собрана богатейшая археологическая коллекция, создано несколько альбомов с зарисовками артефактов и целая серия культурологических очерков. Знаменский был известен как писатель-публицист, печатался в «Сибирском листке», «Восточном обозрении», «Тобольских губернских ведомостях». Михаил Степанович принимал участие в Тобольском драматическом обществе. Он сыграл несколько ролей в пьесах А.Н. Островского. Будучи дружен с П.П. Ершовым, интересовался его произведениями для театра, по его эскизам были созданы декорации к постановке пьесы «Сузге». Знаменский активно участвовал в деятельности Тобольского губернского музея. Открытие нового здания музея в апреле 1889 года было отмечено выставкой акварелей художника. Михаил Знаменский стоял у истоков Тобольского косторезного промысла. Он сам успешно занимался резьбой по мамонтовой кости и обучал нескольких мастеров, относящихся к первому поколению тобольских косторезов. Произведения Михаила Степановича Знаменского хранятся в Государственном историческом музее, Государственном литературном музее, Пушкинском доме, Эрмитаже, во многих сибирских музеях и за рубежом. |